Глава IX. Семетей. Переезд Семетея из Бухары в Талас.
Когда они вступили в пределы родной земли, они увидели, что киргизского народа, которого при жизни Манаса было столько, что он не помещался в Таласе, теперь почти не осталось.
Чтобы стереть с лица земли саму память о Манасе, Абыке с Кёбёшем разрушили его белый дворец, вырвали золотую подпорку юрты и затопили водой это место. Семетей раскинул свою ставку на том самом месте, где стоял когда-то белый дворец Манаса. К Семетею прибыл сюда Бёлёкбай со своими сорока калеками. Бурулча, подобная верблюдице, которая тоскливо кричит, потеряв своего верблюжонка, с плачем привела к Семетею своего сына Кульчоро. Со слезами на глазах, ведя за собой пятьсот киргизских семей, прибыл к нему Бакай. Тут же присоединился к ним и Канчоро, сын Чубака, которого после смерти отца воспитал один из чоро, по имени Камбар.
По случаю благополучного прибытия в Талас, в знак возвращения к своему народу, а также по случаю благополучной встречи с Кульчоро и Канчоро, Семетей устроил большой народный праздник и из своих табунов приказал зарезать шестьсот яловых кобылиц.
Решив усыновить Кульчоро и Канчоро, Каныкей взяла их себе и отдала правую грудь Кульчоро, а левую грудь - Канчоро. Из груди, которую стал сосать Кульчоро - потекло молозиво, из груди, которую стал сосать Канчоро - потекла черная кровь.
Увидев в этом предзнаменование, Каныкей сказала Семетею:
- Канчоро не будет тебе другом и сподвижников, ты его уничтожь сейчас, пока он мал.
На эти слова матери Семетей рассердился и ответил:
- Лучше мне не жить, если бы я стал бояться этих детишек! Разве ты забыла, что Кульчоро и Канчоро оба - мои названные братья?
После всенародного праздника Семетей, спустив собак, поехал охотиться с соколом. Глядя на него, народ ликовал, говоря, что он храбрее самого Манаса. Радость в народе была всеобщая, даже беззубые старухи и те начали жевать курдючное сало. Бедняки приобрели себе до тысячи овец, и даже те, кто ранее был нищим, стали жить в довольстве и счастьи.
Однажды Семетей сказал Бакай-хану:
- Я решил пригласить в гости своих родственников Абыке с Кёбёшем. Я решил вьедать замуж за Абыке свою мать Каныкей, чтобы забыть вражду и через это породниться с ним еще ближе. Ведь если Абыке, Кёбёш и оставшиеся от моего отца сорок чоро станут моими верными друзьями, тогда не найдется врагов, которые бы осмелились выступить против меня. Кони у нас поправились и стали крепкими, мужчины, пребывая в бездействии, стали уже тосковать, и поэтому наступила порам отомстить китайскому хану Конурбаю за сивогривого Манаса.
Бакай хан нашел сказанное Семетеем правильным. Когда он сообщил об этом Каныкей, она сказала:
- Пока среди сорока чоро Манаса будут оставаться живыми Кыргынчал и Тазбаймат, до тех пор и Абыке, и Кёбёш и все прочие чоро не будут твоими друзьями, и Талас не будет для и тебя настоящей родиной.
- Ты много говоришь того, чего не надо, - ответил на это Семетей и велел своей матери замолчать.
В это время умер достигший девяноста пяти лет некий богатый человек из близких к Семетею людей, по имени Баймурза. Желая, чтобы имя Баймурзы стало известно всем, Семетей решил устроить поминки по нем, зарезал пятьсоть кобылиц и оповестил об этом весь народ. К Абыке с Кёбёшем он послал Сарыхана, одев его в непроницаемую для пуль одежду. Дав ему боевое снаряжение, он приказал ему сесть на тулпара Туучунака.